СВЯТАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СОБОРНАЯ АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

HOLY APOSTOLIC CATHOLIC ASSYRIAN CHURCH OF THE EAST

ԱՐևԵԼՔԻ ԱՍՈՐԱԿԱՆ ԿԱԹՈՂԻԿՈՍՈՒԹՅԱՆ ՍՈՒՐԲ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ԵԿԵՂԵՑԻ

كنيسة المشرق الآشورية الرسولية الجامعة المقدسة
История ассирийского народа

История ассирийской церкви

Исторический очерк

Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви

Ассирийская Церковь Востока

 

Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времен святого Афрахата, "мудреца персидского", святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. 

Будучи изолированной от географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью - сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств,  Церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры, канонов и установлений принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского, в 325 г., и Константинопольского, в 381 г., вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был еще раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году и по сей день является кратким изложением основ православного вероучения Ассирийской Церкви Востока, в его редакции на классическом сирийском языке, являющемся литургичесим языком Церкви. Вот его максимально адекватный перевод на церковнославянский с учетом фразеологических и лексических особенностей сирийского текста: 

"Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Перворожденна всея твари, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже устроены миры и вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася, и зачата и рожденна от Марии Девы. И страдавша, и распята при Понтийстем Пилате. И погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.И паки грядущего судити мертвым и живым. И (веруем) во единаго Духа Святаго, Духа Истинна, Иже от Отца исходящего, Духа Животворящего. И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И исповедуем едино крещение во оставление грехов. И воскресение тел наших. И жизнь вечную. Аминь" 

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Среди них: 

1. Священство 

2. Крещение 

3. Миропомазание 

4. Причащение 

5. Прощение грехов 

6. Преждеосвященный Хлеб ( «Малька») 

7. Крестное знамение 

Вплотную к этим семи таинствам примыкает великое священнодействие Браковенчания, елеопомазание больных и помазание маслом алтарей и храмов при их освящении. 

Учение Ассирийской Церкви Востока о Святой Троице полностью согласуется с учением Вселенских Соборов. Что касается личности Христа, то ее учение в сущности согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 г., и все отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе - две природы и две "qnome" (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе "qnome" соединены в одной личности Христа.

 

Краткий исторический обзор 

Ассирийская Церковь Востока зародилась в первые века христианства в среде арамеоязычных христиан Сирии и Месопотамии, геополитически разделенных между двумя древними империями: Римской и Ираном. Церковная традиция считает, что апостолы Петр, Фома, Фаддей и Варфоломей в разное время благовествовали в регионе, а апостол Фома донес благую весть до Индии. Огромная роль в становлении церкви отводится и апостолу Аддаю (Мар-Аддай ) из числа так называемых "72 учеников", который проповедовал в Северной Месопотамии между 37-65 гг. н.э. С его именем связано первое в мировой истории принятие христианства в качестве государственной религии в Эдессе (Урхай), столице небольшого сирийского государства Осроена при царе Абгаре V Укама. Ученики Мар-Аддая, Мар-Аггай ( 65-87 гг. н.э.) и Мар-Мари ( 88-121 гг. н.э.) продолжили его миссионерскую деятельность на территории Месопотамии и именно при Мар-Мари произошло укоренение Церкви Востока в столице парфянского Ирана Селевкии-Ктесифоне. Поэтому многие исследователи считают его, наряду с его учителем Мар-Аддаем, истинным покровителем Востока и основателем престола Церкви Востока ( ассирийской, халдейской ) - одной из древнейших церквей с полным правом называемой апостольской церковью. 

Ко II-III векам предки современных ассирийцев -" сирийцы" ( не путать с арабами современного государства Сирия ) в своем подавляющем большинстве приняли христианство, найдя в нем уникальную возможность идентифицироваться и оттолкнуться как от греко-римского язычества на западе, в Сирии и северо-западной части Mесопотамии, так и от зороастризма, господствовавшего на востоке в Иране. Первоначально христианство на Востоке развивалось в относительно спокойных условиях, если сравнить их с теми гонениями на христиан, которые имели место на римском Западе в первые века нашей эры. однако с потерей Эдессой политической независимости в 216 г. н.э. и приходом к власти в Иране персидской династии Сасанидов в 226 году в жизни христиан Востока наступили тяжелые времена гонений и преследований. Первоначально гонения на христиан начались еще при царе Бахраме II ( 276-293 гг.), но особо тяжелый сорокалетний период гонений и преследований христиан по всему Ирану начался при царе Шапуре II в 339 году и продолжался вплоть до его смерти в 379. К этому периоду относится широко известный в христианском, в том числе православном мире факт мученичества селевкийского католикоса Мар-Шимуна (Симеона) Бар-Саббаэ и приближенных к нему епископов, священников и мирян. 

В редкие периоды, когда гонения на христиан прекращались, они находили в себе силы для возрождения своей церкви. Так, мирная передышка на рубеже III-IV веков позволила им объединиться в единый патриархат под главенством столичного епископа Селевкии - Ктесифона Папы Бар - Аггая, который около 315 года принял титул католикоса христиан Персии. А в 410 году, когда Восточно-Римская империя и Иран находились в состоянии мира, в Селевкии-Ктесифоне был созван собор под председательством католикоса Мар-Исхака на котором были приняты Символ веры и каноны Никейского, в 325 г., и Константинопоьского, в 381г., соборов, а также некоторых поместных- Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского. Эти каноны были еще раз одобрены на соборе Мар-Явалахи в 420 г., а на следующем соборе патриарха Мар-Дадишо в 424 году была окончательно подтверждена изначальная независимость престола Церкви Востока по отношению к патриаршим престолам, расположенным на территории Римской империи. 

Тем не менее, и в последующие времена, Церковь Востока стремилась к единению с остальным христианским миром, одобряла каноны и постановления различных церковных соборов, изучала мысль христианского Запада и сама способствовала развитию богословской мысли. Так, несмотря на гонения, в IV веке сразу " три солнца" засияли на небосводе. Это были святой Яков Нисивинский (+338 г.), его ученик святой Ефрем Сирин (+373 г.) и Святой Афрахат, именуемый "персидским мудрецом", составивший между 337 и 345 гг. 23 гомилии в акростихах по буквам алфавита под названием "Доказательства", в которых приведены образцы теологической мысли Церкви Востока в ее первозданной чистоте. 

Развитию христианской культуры способствовала и система школ в разных городах,среди них знаменитые школы в Нисибине, Эдессе, Ктесифоне, Гунди-Шапуре, а также система училищ при монастырях и церквах. Нисивинская и Эдесская школы, расположенные на границе Римской и Персидской империй, вообще были центрами богословского и культурного обмена между тогдашними "Востоком и Западом". Исторически Церковь Востока тяготела к чистому диофизитству антиохийской формы христологии, сформулированному Феодором Мопсуестским. Поэтому, осуждение в 431 году собором в Эфесе константинопольского патриарха Нестория, продолжателя линии Феодора Мопсуестского вызвало негативную реакцию в Церкви Востока, а после изгнания сторонников Нестория из Византийской империи императором Зеноном (474-491) и их массового перехода в Персию, отношения между Церковью Востока и Церковью Византийской (Восточно-Римской) империи стали ухудшаться и они практически отошли от общения друг с другом. 

Кроме того, христианам Церкви Востока как персидским подданным приходилось отделять себя от официальной церкви Византийской империи, с которой Персия часто воевала. Благодаря этому они могли сохранить свою христианскую веру и вместе с тем не позволяли заподозрить себя в сотрудничестве с вражеской империей. Но с тех пор, несмотря на то, что Церковь Востока никогда официально не принимала учения Нестория, которое лишь отчасти совпадало с ее собственным богословием, в остальном христианском мире за ней на многие века закрепилось название "несторианской" и лишь в последние времена, ученые и богословы пришли к мнению, что, в сущности вера Ассирийской Церкви согласуется с учением Вселенского Халкидонского собора 451 года. 

Несмотря на продолжающиеся периодически обострения отношений между Византией и Ираном, доходившие вплоть до открытой войны, конец правления Сасанидов в Иране характерен отсутствием со стороны правителей Ирана серьезных сомнений в лояльности своих христианских подданных и даже отмечен доверием, испытываемом шахами к католикосам Церкви Востока. Тогда же была продолжена начавшаяся еще во времена апостола Фомы миссия на Восток, в Индию и на Цейлон, Среднюю Азию, Китай, Сибирь, Дальний Восток, Индонезию, на Аравийский полуостров и в другие страны. 

Эта уникальная миссионерская деятельность не прекратилась даже тогда, когда Месопотамия и Иран были завоеваны арабами-мусульманами в 7 веке нашей эры. Патриарх Тимофей I перебрался по просьбе халифа в город Багдад, который стал столицей, а традиционная образованность христиан позволила им в первые века после арабского завоевания сохранять значительное влияние в новом обществе. Христиане-ассирийцы проделали огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античные наука и философия стали доступны арабам, а затем через арабские университеты Кордовы и Саламанки в Испании проникли на средневековый Запад. Сохранились свидетельства о том, что в период своего расцвета в Церкви Востока насчитывалось 30 митрополичьих кафедр и 200 епархий, однако ситуация стала меняться в период позднего Халифата, когда случались вспышки репрессий против христиан и было немало случаев разрушения церквей мусульманами. 

Захват монголами Багдада в 1258 году не принес облегчения христианам. Потомки хана Хулагу вскоре приняли ислам - религию большинства населения завоеванной ими страны, после чего мусульмане стали вновь преследовать христиан. В конце XIV века страшный удар по уже ослабевшей церкви нанес Тамерлан. Считается, что он стал причиной почти полного исчезновения христианства в Иране и в Средней Азии. Османский султанат, расширявший в XV веке свои владения, также продолжал ослаблять Церковь Востока. К XVI веку территория пребывания Церкви Востока сократилась до районов проживания ассирийцев в неприступных горах Хаккяри на юго-востоке современной Турции и прилежащих к ним Мосульской равнине в современном Ираке и района Урмии и Салмаса в Иране. Кроме того, от резни и преследований уцелели церковные епархии на Кипре и в Индии. В других местах общины Церкви Востока практически исчезли и с этого времени начался долгий период борьбы за выживание Церкви. 

Этот период был омрачен тяжелой борьбой с римско-католическими миссионерами, приведшей в конце концов к церковному расколу и созданию униатской Халдейской Церкви. Кроме того, в течение XIX века среди ассирийцев Ирана наряду с католиками активно действовали американские протестантские, англиканская миссия архиепископа Кентерберийского, германская лютеранская и русская православная миссии. Последняя была плодом начавшихся еще в XIX веке контактов представителей высшего ассирийского духовенства с российской стороной. Великая единоверная держава, к началу XIX века уже прочно утвердившаяся на Кавказе, в непосредственной близости от мест проживания ассирийцев, представлялась им "спасительницей христиан", способной защитить от местных угнетателей. 

И когда 25 марта 1898 года, в Александро-Невской лавре в Петербурге состоялось выдающееся торжество - "присоединение к православию примерно 8000 "сиро-халдейских несториан" Ирана во главе с епископом Сипурганским Мар-Ионой, событие это расценивалось как "новый триумф православия". Ожидалось, что это лишь первый успех миссии, а в дальнейшем к православию присоединится и сам патриарх Мар-Шимун, проживавший в селении Кудшаныс в горах Хаккяри на турецкой территории, также в предверии предстоящих грозных событий искавший защиты для своей паствы. Деятельность Урмийской Православной миссии не принесла реальных плодов. С самого начала внутреннее положение миссии характеризовалось несогласием и конфликтами между собой ее сотрудников. Кроме того, подход к делу оказался "униатским" в худшем смысле этого слова. Несмотря на сделанные ранее обещания, собственная традиция Церкви Востока, ее древний чин, богослужения оказались отброшены и преданы забвению. Все это привело к тому, что попытки создания ассирийских приходов и епископата не увенчались успехов. Дальнейший ход политических событий, как в России, так и в Персии, свел на нет и многие практические достижения миссии. Положительным итогом деятельности этой миссии, однако, было то, что российское общество ближе познакомилось с древней апостольской традицией Ассирийской Церкви. 

<< Назад
Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока, 2007-2023. © Все права защищены. Designed by Web Design Studio FLUGER.
Новости
Память апостола Фомы – ܕܘܟܪܢܐ ܕܡܪܝ ܬܐܘܡܐ ܫܠܝܚܐ | 2018.07.05
Приготовление Рождественских подарков | 2017.12.21
Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. (Притчи 22:9) ...
Праздники
28 ноября – память Раббана (монах) Xормизда | 2013.11.28
• Чтения: Исаия 56:1-8., Деяния апостолов 5:34-до к.
• Апостол: Послание апостола Павла к ефесянам 1:1-15
• Евангелие: Евангелие от Иоанна 14:1-15