СВЯТАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СОБОРНАЯ АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

HOLY APOSTOLIC CATHOLIC ASSYRIAN CHURCH OF THE EAST

ԱՐևԵԼՔԻ ԱՍՈՐԱԿԱՆ ԿԱԹՈՂԻԿՈՍՈՒԹՅԱՆ ՍՈՒՐԲ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ԵԿԵՂԵՑԻ

كنيسة المشرق الآشورية الرسولية الجامعة المقدسة
Юма д-Саhда Атурая

2013.08.10

7-е августа-день памяти Ассирийских Мучеников
7-го августа 2013 г. В церкви Мар Тума состоялась поминальная служба по жертвам ассирийской резни в Ираке в 1933 г. После службы прихожане АЦВ посетили мемориальный памятник жертвам геноцида ассирийцев в Ереване, где были отпеты молитвы. Выступивший священник Исаак Тимрс рассказал как развивались трагические события в августе 1933 г., когда жители десятков ассирийских селений на Севере Ирака подверглись поголовному истреблению, когда маленьких ни в чем не повинных младенцев прямо в колыбели убивали засыпая им в рот соль. Наиболее известное и многочисленное из них – деревня Сммеле, с которой сегодня ассоциируется трагедия 1933 г. Пик резни пришелся на 7 августа. В этот день ассирийцы со всего Ирака стекаются в Сммеле на поминальную службу в храме Мучеников, который был воздвигнут в память о жертвах резни 1933 г. 
7 августа поминальная служба проводится во всех приходах Ассирийской Церкви Востока. В этот день ассирийцы вспоминают не только жертв резни 1933 г., но и геноцида во время Первой мировой войны, и сегодняшних мучеников, гибнущих от рук террористов как в Ираке, так и в других странах Ближнего Востока. 
Ниже перечисленные взаимосвязанные между собой трагические события явились следствием геноцида христианского населения Османской империи, развернутого на фоне Первой мировой войны и окончательно разрушившего очаг компактного расселения ассирийцев в горах Хаккяри. Осенью 1915 г. зажатые во вражеском кольце и вытесненные высоко в горы, турецкие ассирийцы отчаялись получить от России какую-либо помощь. Оружие и боеприпасы были у ассирийцев на исходе. С огромными потерями им удалось пробиться сквозь турецко-курдское окружение и выйти к позициям русских войск в соседнем Северо-Западном Иране. Весной 1915 г. сюда вернулись выведенные в начале года русские войска. В их отсутствие иранские ассирийцы также подверглись массовому истреблению. Со временем Россия согласилась на формирование в Иране ассирийских добровольческих отрядов из турецких ассирийцев, но уже вскоре, в 1917-1918 гг. в результате революций в России Кавказский фронт распался, и ассирийцы снова очутились один на один с врагом. Героическая оборона Урмии продолжалась около 6 месяцев. У ассирийцев заканчивались патроны. Противник имел огромный перевес в живой силе, что вынудило христиан оставить Иран и направиться в Месопотамию, где дислоцировались английские войска. Этот переход также стоил ассирийцам десятков тысяч жизней. Чуть раньше, в марте 1918 г. вождем курдского племени Шеккаков был предательски убит приглашенный на переговоры ассирийский патриарх Мар Беньямин Шиммон. После войны территория традиционного проживания ассирийцев в Османской империи была разделена между различными государствами. Нефтеносный район Мосула был включен в подмандатную Британии территорию Ирака, а горы Хеккиари остались за Турцией, которая пыталась оспорить у англичан право Ирака на Мосул, но отказывала ассирийцам в возвращении в родные деревни. Массовая резня ассирийцев в Турции и их проживание на Севере Ирака были использованы англичанами как один из доводов в пользу отторжения Мосула от Турции. В Ираке из ассирийцев были сформированы военные части, находившиеся на службе у Великобритании. Окончание британского мандата неминуемо ставило вопрос о правовом статусе ассирийских формирований. По согласованию с Великобританией правительство молодого Ирака не только требовало роспуска ассирийских частей, но и настаивало на дисперсном расселении ассирийцев мелкими группами по всей стране. Ассирийцы справедливо видели в этом угрозу самосохранению. Патриарх Мар Ишай Шиммон отказался подписать иракский план расселения ассирийцев, за что подвергся аресту и был впоследствии депортирован на Кипр. В 1930 г. Лондон добился выгодного для себя договора с Багдадом, и не был теперь заинтересован всерьез поднимать ассирийский вопрос. Лига Наций в конце 1932 г. лишь постановила создать международную комиссию по решению вопроса о будущем расселении ассирийцев. Соседняя с Ираком Сирия еще оставалась под французским мандатом, и разуверившиеся в поддержке англичан ассирийцы обратились к французским властям с просьбой позволить переселиться в Сирию. «Пока Франция медлила с ответом, около 1000 ассирийцев», оставив «дома с оружием отправилось в Сирию с тем, чтобы впоследствии вернуться за семьями». 27 июля ассирийцы узнали, что «Франция не дала разрешение, и в первых числах августа стали переправляться обратно через Тигр. На восточном берегу их ожидали иракские войска. В бою за два дня 4 и 5 августа иракцы потеряли убитыми как минимум в двое больше, чем ассирийцы. Такое неудачное «боевое крещение» иракской армии способствовало раздуванию антиассирийской истерии. Между тем, часть ассирийцев вернулась в Сирию и была интернирована французскими властями. Остальные пробились в свои деревни и разошлись по домам. В Ираке был брошен лозунг «Отечество в опасности» и объявлено об «ассирийской агрессии», будто–бы «угрожающей существованию государства». Звучали призывы к «Священной борьбе против захватчиков». В окруженных войсками ассирийских деревнях началось избиение мирного населения. Бедуины и курды активно участвовали в грабежах населения, некоторое время власти не только позволяли им грабить, но даже платили за голову каждого убитого ассирийца. Скрыть информацию о резне не удалось. Готовясь к приезду международной комиссии, иракские власти прекратили доступ грабителей в ассирийские деревни и начали спешно смывать следы преступлений. При этом правительство торжественно объявило, что иракская армия одержала славную победу. Вернувшиеся в Багдад солдаты были встречены как герои. Несмотря на попытки иракских властей скрыть правду, дело приняло скандальный характер, и в конце концов было передано в Лигу Наций. Представители Ирака при обсуждении в Лиге Наций были вынуждены признать «неоправданную суровость» армии и грабежи со стороны бедуинов. Тем временем, более 6 тысяч ассирийцев, спасаясь от террора, ушли в Сирию. Лига Наций создала специальную комиссию по делам ассирийцев, которых предполагалось расселить в Бразилию, но она не дала на это разрешение. Проекты расселения ассирийцев в Британской Гвиане и во Французском Нигере также не осуществились, и в конце концов было разрешено проживать в Сирии (в районе Джазира) тем из ассирийцев, кто уже там находился. Не уехавшим из Ирака позволили остаться на прежнем месте. Такую дорогую цену пришлось заплатить ассирийцам за право на компактное проживание на своей исторической родине – в Месопотамии. От этого еще более прискорбно наблюдать за сегодняшним исходом ассирийцев. Память о наших мучениках должна побуждать нас бороться за сохранение национального очага в Месопотамии и всячески противостоять ассимиляции в диаспоре.

<< Назад
Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока, 2007-2022. © Все права защищены. Designed by Web Design Studio FLUGER.
Новости
Память апостола Фомы – ܕܘܟܪܢܐ ܕܡܪܝ ܬܐܘܡܐ ܫܠܝܚܐ | 2018.07.05
Приготовление Рождественских подарков | 2017.12.21
Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. (Притчи 22:9) ...
Праздники
28 ноября – память Раббана (монах) Xормизда | 2013.11.28
• Чтения: Исаия 56:1-8., Деяния апостолов 5:34-до к.
• Апостол: Послание апостола Павла к ефесянам 1:1-15
• Евангелие: Евангелие от Иоанна 14:1-15