СВЯТАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СОБОРНАЯ АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

HOLY APOSTOLIC CATHOLIC ASSYRIAN CHURCH OF THE EAST

ԱՐևԵԼՔԻ ԱՍՈՐԱԿԱՆ ԿԱԹՈՂԻԿՈՍՈՒԹՅԱՆ ՍՈՒՐԲ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ԵԿԵՂԵՑԻ

كنيسة المشرق الآشورية الرسولية الجامعة المقدسة
Азы нашей церкви
Великий пост – ܨܘܡܐ ܪܒܐ

Великий пост это прежде всего время сугубого покаяния. Он рассматривается как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления.
Для христиан пост не только время телесного воздержания, когда верующие добровольно налагают на себя ограничения в еде, но это особенный молитвенный период, который совмещается с покаянием и добрыми делами. Во время поста верующие стараются удерживать себя от пустословия и праздности, от лености, развлечений и увеселений, потому что внутренний пост духовный гораздо важнее поста внешнего телесного. Святой Василий Великий писал: "Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ, не простирающееся далее заповеди "не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся" (Кол.2,21), ненавидит душа Господня..." Однако пост телесный так же занимает в жизни Христиан значительное место. Количество постных дней в нашей церкви достигает двухсот (Великий пост, пост апостолов, пост Девы Марии, пост пророка Илии, малый пост, прошения блаженного Мар Зайя, девственниц, ниневитян, пост ко дням памяти местных святых и т. п.). Это говорит о том, что соблюдение поста является неотъемлемой составляющей частью повседневной христианской жизни. Будучи внешним выражением внутреннего мира христианина, пост является средством достижения духовного поста, а тот в свою очередь ведет человека истинному единению с Богом.
Святоотеческое учение о Великом  посте  неотделимо от учения о посте вообще. Великий пост понимается прежде всего как время сугубого покаяния и рассматривается как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления. Ефрем Сирин говорит о посте “Пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо…”
Постная практика является очень древней. В Ветхом Завете не раз упоминается о надобности  поститься, ибо корень поста и есть из Святого Писания. Так Господь повелевает и говорит : “И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота  покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.” Левит 16:29-31. Итак этот пост был повелеванием Господа, который  назывался  днем покаяния (Ем кипур) и проводился 10 октября по юлианскому календарю, ибо год начинался с месяца нисан (апрель). В Библии упоминаются также другие посты, которые не являлись строго установленными, а по собственной воле человек или общество постились, имея для этого конкретную цель. Так например можно упомянуть о посте царя Давида, который постился, прося Бога о выздоровлении своего сына “И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле”(2 Царств 12:16 ). Также постились во дни отчаяний: см. Иеремия 36:9, Иоиль 1:12-до к. Упоминаются также посты в память об осаждении Иерусалима  (4 Царств 25:1-до к., Иеремия 52:6-до к.), сожжения храма Господня  (4 Царств 25:8-9) и т.п. Такие соборные посты показывали, что тяжесть грехов лежит на всем народе, и народ тем самым должен смирить себя к Богу. В Ветхом Завете пост сопровождался препоясанием  вретища и сыпанием пепла на голову (Исаия 22:12, Иоиль 2:15-17), отказом от еды и питья с вечера до следующего вечера, воздержанием от омовения рук и расчесывания. Примером канонического поста в Библии является фарисейский пост. Последние постились два дня в неделю – в понедельник и в четверг (Лука 18:9-12). Постились также святые апостолы (Деяния 13:1-до к., 14:23).
Пост является одним из трех основ церковного предания: молитва, пост и богопоклонение. В литургии Ассирийской Церкви Востока существуют несколько постов, которые учреждены по разным причинам. Так в перечень постов, установленных отцами Церкви Востока по разным причинам  входят, как мы уже выше указали, Великий пост, Прошения девственниц,  ниневитян, блаженного Мар Зайя, пост апостолов, пост Мар Элии и т. п. Но так как целью данного материала является дать обяснение Великого Поста, то мы ограничимся описанием только вышеуказанного, ибо этот пост является самым важным, и каждый сын Церкви Востока  обязан строго соблюдать его, ведь именно этот пост связан с икономией ܡܕܒܪܢܘܬܐ Господа (В Новом Завете слово «икономия» употребляется в смысле Божьего управления Своим домом, то есть Божьего плана о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти, которую исполнил для спасения рода человеческого(.     
В раннехристианской церкви постились после праздника Богоявления ( ܥܐܕܐ  ܕܕܢܚܐ Эда д-днха 6 января) 40 дней, котые символизировали сорокодневный пост Иисуса Христа после крещения в реке Иордан, после чего получали крещение. Затем  постились за неделю до праздника Воскресения   (ܥܐܕܐ ܕܩܝܡܬܐ Эда д-кьямта), а некоторые даже 3 дня. Когда после Никейского Собора был установлен единый канон для празднования Воскресения, то перед праздником был учрежден сорокодневный пост и подготовительный  пост к Воскресению. Получилось так, что сорокодневный пост перенесли поближе к Воскресению, но тем самым сохранили традицию крещения после сорокодневного поста, но теперь уже в субботу перед Пасхой.  Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии. В Иерусалимской Церкви, например, постных недель было восемь, которые, при исключении суббот и воскресений, составляли как раз 40 дней. На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота, общая длительность поста составила 36 дней (6 недель по 6 дней, исключая воскресенья). Святой Григорий Великий (560—604), а вслед за ним и многие средневековые авторы, описывал этот период как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. В Православной Церкви Великий пост длится 40 дней. Начало Великого поста всегда приходится в промежуток с 2 (15) февраля по 8 (21) марта включительно. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. — и завершается Неделей (воскресным днём). Со Страстной седмицы счёт дней в седмицах начинается с Недели (воскресенья). В Армянской Церкви пост также длится 40 дней и начинается с понедельника первой седмицы поста и завершается в Лазареву Субботу. В Ассирийской Церкви Востока цикл поста состоит из семи седмиц и начинается в понедельник после первого воскресенья  седмицы поста (ܫܒܘܥܐ ܕܨܘܡܐ) и завершается в Великий Четверг (ܦܨܚܗ ܕܡܪܢ), исключая воскресные дни. 
Чтобы узнать дату начала Великого Поста данного года, надо сначала подсчитать день Праздника Воскресения. В АЦВ системизирование всего литургического года основано на дате Воскресения. Богословский смысл этого подсчета состоит в том, что наша вера основана на Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
В литургическом году АЦВ число недель Великого Поста семь, но есть также некоторые  седмицы (ܫܒܘܥܐ шавуэ), число которых уменьшается или увеличивается в зависимости от даты Праздника Воскресния. Так седмица Богоявления (ܫܒܘܥܐ ܕܕܢܚܐ) иногда от семи доходит до четырех недель, а иногда составляет восемь недель. Также седмица Лета (ܫܒܘܥܐ ܕܩܝܛܐ) может уменьшиться до шести, а седмица Моисея (ܫܒܘܥܐ ܕܡܘܫܐ) иногда может и не входить в лирургический год. Все эти изменения происходят, как уже выше сказали, в зависимости от даты Воскресения, которая празднуется в интервале от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю, ибо Праздник Воскресения празднуется в первое воскресение после первого полнолуния весеннего равноденствия. В среде прихожан по ошибке Великий пост иногда называется пятидесятидневным постом, однако в церковной литературе АЦВ число 50 нигде не встречается, упоминается или Сорокодневный пост (ܨܘܡܐ ܕܐܪܒܥܝܢ), или же Великий пост (ܨܘܡܐ ܪܒܐ). Это неверное восприятие промежутка поста связано с тем, что от начала первой седмицы поста до Праздника Воскресения получается 50 дней. Но в нашем церковном предании дается этому объяснение: а именно, воскресные дни не считаются постными днями, ибо воскресный день символизирует Воскресение Христово ܩܝܡܬܗ ܕܡܪܢ, являясь великим праздником для всех хрстиан. Но это не означает, что в воскресные дни седмицы поста можно сорвать пост. Для этого надо понять, что есть два вида или способа поста, оба укорененные в Священном Писании и Священном Предании. Первый вид может быть назван совершенным постом, т. к. он состоит действительно в совершенном воздержании от пищи и пития. Второй вид можно определить как аскетический пост, т. к. он состоит главным образом в воздержании от некоторого рода пищи и в уменьшении общего ее количества. Совершенный пост, по самой своей природе, продолжается недолго, сводится обычно к одному дню или даже части дня. С самого начала христианства пост рассматривался как приготовление и ожидание, как выражение духовной сосредоточенности на том, что должно совершиться. Физический голод соответствует здесь духовному ожиданию завершения, приготовлению всего человеческого существа, открывающегося приближающейся радости. Поэтому в церковном богослужебном предании мы находим этот совершенный пост как завершение и вершину приготовления к великому празднику, т. е. к личному духовному событию. Такой пост бывает, как приготовление к духовному пиру за трапезой Христа Спасителя в Его Царстве. Совершенный пост, более или менее продолжительный, всегда предшествует Евхаристии и является необходимым условием для приступающего к Святому Причащению. Так по уставу АЦВ в течении всех семи седмиц Великого Поста все прихожане должны соблюдать совершенный пост, и только после вечерней молитвы завершить его. Здесь отцами нашей церкви установлена Литургия Преждеосвященных Даров (ܩܘܼܕ݂ܫܵܐ) после вечерней молитвы во все будние дни (от понедельника до субботы), во время которой предлагаются для причащения Святые Дары освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину святых апостолов Аддая и Мари или Мар Теадоруса (Феодор Мопсуестийский) (oб этой литургии подробно расскажем в следующих работах).
Совершенно иной духовный смысл имеет второй вид поста, который мы назвали аскетическим. Цель этого поста — освобождение человека от беззаконной тирании плоти, от подчинения духа телу и его требованиям, которое является трагическим последствием первородного греха, грехопадения человека. Только после продолжительных и терпеливых усилий понимаем мы, что «не хлебом одним… жив человек», и восстанавливаем в себе первенствующую роль духа. По самой своей природе это должен быть длительный и усиленный подвиг. Фактор времени очень важен здесь, т. к. действительно нужно много времени, чтобы с корнем вырвать и исцелить обычную и общую болезнь, которую люди стали считать своим «нормальным» состоянием. Наука аскетического поста, доведенная до совершенства в монашеской традиции, была принята всей Церковью. Здесь мы видим примененные к человеку слова Христа сказавшего, что силы адовы, порабощающие человека, могут быть побеждены только «молитвою и постом». Это пост, основанный на примере Самого Христа, постившегося сорок дней и затем встретившегося лицом к лицу с сатаной; в этой встрече ниспровержена была покорность человека «только хлебу» и таким образом положено было начало духовного освобождения человека. Различие этих двух видов постов должно помочь нам понять кажущееся противоречие канонов, определяющих порядок поста. Устав, запрещающий пост по воскресеньям, буквально означает то, что нарушает пост совершением Евхаристии, которая сама и есть завершение поста, его цель и его окончание. Это означает, что воскресенье, день Господень, вне поста, поскольку он как бы и вне времени, и здесь после причащения нужно сорвать совершенный пост чтобы проглотить и смыть с губ все остатки Тела и Крови Христовых. Другими словами, это означает, что воскресенье, как день Царства Небесного, не принадлежит тому времени, смысл которого, как странствия, и выражает пост; воскресенье, таким образом, остается не днем поста, а духовной радости. Но, нарушая совершенный пост, Евхаристия не нарушает аскетического поста, который, как мы уже объяснили, требует постоянного подвига. Это означает, что Великим постом и по воскресеньям пища остается «постной». Точнее говоря, мясо и молочная пища запрещены только благодаря психо-соматическому характеру аскетического поста, ибо Церковь знает, что если нужно духу покорить тело, оно должно быть подвергнуто терпеливому и долгому воздержанию. Например в нашей церкви представители высшего духовного клира никогда не едят мяса, но это не значит, что они постятся на Пасху и в другие великие праздники. Можно сказать, что в некоторой степени аскетический пост присущ христианской жизни, и христиане должны его соблюдать.
Надо отметить, что воскресные дни не связаны со смыслом сорокодневного поста. Это можно заметить в молитвах воскресных дней этой седмицы, где отличается воскресное суточное служение от других дней. Так в эти дни строго воспрещаются все коленопреклонения, которые в простые дни Великого поста во всех молитвах существуют, и с произношением имен Святой Троицы ܬܠܝܬܝܘܬܐ , Отца ܐܒܐ , Сына ܘܒܪܐ  и Святого Духа ܘܪܘܚܐ  ܕܩܘܕܫܐ совершаются как духовенством, так и простыми мирянами. В воскресный день только проводящий литургию священнослужитель в установленных местах должен поклоняться, а прихожане в некоторых местах. Ибо в простые дни эти поклоны совершаются в знак покояния, грусти, смерти. Более того, во всех молитвах суточного круга для всего года (исключая воскресные дни, праздники, памяти святых и после ночного бдения Страстной пятницы до праздника Пятидесятницы) эти поклоны существуют. 
Итак сумма шести недель седмицы поста (исключая воскресеные дни) составляет 36 дней. Для того, чтобы округлить 40 дней, к ним добавляется первые четыре дня Страстной недели, и в итоге получается 40 дней. В пятницу  ܥܪܘܒܬܐ ܕܚܫܐже постимся, ибо она символизирует распятие Иисуса, а субботаܫܒܬܐ ܪܒܬܐ  напоминает Его смерть. Они не входят в перечень сорока дней Великого поста. 
Основными  службами суточного круга всего года в Ассирийской Церкви Востока являются вечерняя служба (Слута д-рамша ܨܠܘܬܐ ܕܪܡܫܐ ), ночная служба (Слута д-лилья ܨܠܘܬܐ ܕܠܠܝܐ ), утренняя служба (Слута д-сапра ܨܠܘܬܐ ܕܨܦܪܐ ). В дни, когда совершается бдение, между ночной и утренней службами вставляется еще одна, так называемая Кале д-шаhра (ܩܠ̈ܐ ܕܫܗܪܐ  песни бдения). Для всего года существует также молитва перед сном (Слута д-эдан дмаха ܨܠܘܬܐ ܕܣܘܒܥܬܐ ܝܢ ܨܠܘܬܐ ܕܥܕܢ ܕܡܟ݂ܐ ), которая ныне не практикуется. Однако в дни Великого поста к упомянутым молитвам прибавляются молитва третьего часа (Слута д-кутаа ܨܠܘܬܐ ܕܩܘܛܥܐ ), которая совершается сразу после утренней молитвой, молитва шестого часа (Слута д-эддана ܨܠܘܬܐ ܕܥܕܢܐ ), молитва Субаа ( ܨܠܘܬܐ ܕܣܘܒܥܐ в досл. пер. - молитва сытости, исполнение, повечерие, которая совершается между вечерней и ночной молитвами). Период Великого поста выделяется также тем, что первая, четвертая и седьмая недели шавуа Саума имеют отдельный порядок богослужений суточного круга и называются неделями Таинств ( ܫܒ̈ܐ ܕܐ݇ܪ̈ܙܐ ܫܚܝܡ̈ܐ Шабе д-разе д-Саума). Такое наименование связано с тем, что как и в других неделях Великого поста разрешается совершить Литургию Преждеосвященных Даров ( ܐ݇ܪ̈ܙܐ ܫܚܝܡ̈ܐ ܗ.ܕ ܩܘܼܕ݂ܫܵܐ Разе шхиме), однако только для вышеуказанных трех недель даны чтения из Священного Писания. Вторая, третья, пятая, шестая недели именуются простыми неделями поста (ܫܒ̈ܐ ܕܫܚܝܡ̈ܐ ܕܨܘܡܐ Шабе д-шхиме д-Саума). В разделе Литургия будет помещен материал, где дается описание каждой молитвы суточного богослужебного круга периода Великого поста Ассирийской Церкви Востока. 
<< Назад
Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока, 2007-2017. © Все права защищены. Designed by Web Design Studio FLUGER.
Новости
Понедельник разбойника-Гяяса | 2017.04.21
“Иисус, не стыжусь твоего креста, - крикнул разбойник справа,- и каким образом я здесь с тобою, да пребуду с тобой и в небесах". ...
Кямта д-Маран! Кьямта, хае у худата алохун! | 2017.04.21
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! ...
Праздники
28 ноября – память Раббана (монах) Xормизда | 2013.11.28
• Чтения: Исаия 56:1-8., Деяния апостолов 5:34-до к.
• Апостол: Послание апостола Павла к ефесянам 1:1-15
• Евангелие: Евангелие от Иоанна 14:1-15